Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ
44, С. 492-494 опубликовано: 1 июня 2021г.


Содержание

МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ

Мелания (Пахомова), затворница елецкого Знаменского мон-ря. Фрагмент портрета. 3-я четв. XIX в. (Елецкий КМ)
Мелания (Пахомова), затворница елецкого Знаменского мон-ря. Фрагмент портрета. 3-я четв. XIX в. (Елецкий КМ)

Мелания (Пахомова), затворница елецкого Знаменского мон-ря. Фрагмент портрета. 3-я четв. XIX в. (Елецкий КМ)

(Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759, г. Елец Воронежской губ.- 11.06.1836, елецкий Знаменский мон-рь), затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря. Сведения о жизни М. Е. собрала насельница Знаменской обители схим. Магдалина (Иванова; 1827-1869).

Могила Мелании Елецкой. Фотография. 2008 г.
Могила Мелании Елецкой. Фотография. 2008 г.

Могила Мелании Елецкой. Фотография. 2008 г.

М. Е. род. в семье однодворцев Памфила и Феодосии Пахомовых. В детстве избегала развлечений, часто посещала храм. После смерти родителей старший брат М. Е. и др. родственники заставляли ее вступить в брак, но она тайно покинула дом и осенью 1778 г. стала послушницей елецкого Знаменского мон-ря. Узнав о местонахождении М. Е., родные настойчиво просили ее вернуться домой и выйти замуж за богатого человека, в противном случае грозились лишить наследства, но она осталась непреклонна. В Знаменской обители М. Е. подвизалась 58 лет в посте и непрестанной молитве, стяжала дар прозорливости, врачевания телесных и душевных недугов. Питалась лишь хлебом и водой, носила ветхую одежду с заплатами. Пользовалась духовными наставлениями елецкой старицы Василиссы Ивановны Кожуховой († 1849).

С 80-х гг. XVIII в. младшая сестра М. Е. Екатерина Пахомова († 1804) по несколько дней проживала в обители в одной келье с подвижницей. Когда Екатерине исполнилось 18 лет, она окончательно поселилась в монастыре. Екатерина не приняла постриг, но М. Е. называла ее Исидорой, «по сходству образа жизни ее и беспрекословного послушания» с прп. Исидорой (IV в.), подвижницей Тавеннисийского женского монастыря в В. Фиваиде. Во время Великого поста сестры по 5 дней не вкушали даже хлеба.

В 1804 г., после кончины Екатерины, М. Е. приняла на себя подвиг юродства, притворно гневалась, когда кто-либо оказывал ей уважение, заботу, подавал милостыню. Решила отказаться даже от чая, отнесла самовар в лес и закопала. Однако, когда состояние здоровья М. Е. резко ухудшилось, прп. Иларион (Фокин) Троекуровский и старец Иоанн Каменев убедили ее отказаться от крайней аскезы и подвига юродства. Вместе с др. насельницами М. Е. посещала свт. Тихона Задонского, еп. Воронежского и Елецкого. По преданию, святитель постриг ее в монашество с именем в честь мц. Миропии.

6 авг. 1819 г. М. Е., приобщившись Св. Таин, удалилась в полный затвор, в течение 17 лет не выходила из кельи. Монахини Знаменского мон-ря подходили к окошку ее кельи и исповедовали свои грехи, рассказывали о скорбях.

М. Е. похоронили близ Знаменского храма, в 1872 г. над ее могилой установили чугунную часовню. Сохранились свидетельства о чудесах, совершившихся после молитвенного обращения к подвижнице. Накануне 1917 г. готовилась ее канонизация. В 1929 г. часовня над могилой М. Е. была разрушена. К 2016 г. символическая могила М. Е. восстановлена.

Лит.: Макарий (Миролюбов), еп. Жизнеописание девицы Мелании, затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего мон-ря. СПб., 1871. Елец, 2015; Геронтий [Кургановский], иером. Ист. описание Елецкого Знаменского девичьего мон-ря, что на Каменной горе. Елец, 1895; Морев Л. А. Елецкий Знаменский жен. мон-рь на Каменной горе. Задонск, 2007; Ляпин Д. А. История Елецкого у. в XVIII - нач. XX вв. Саратов, 2012.
Д. Б. К.

Иконография

Мелания Елецкая. Гравюра. 1844 г. Гравер К. Милославский (ЦАК МДА)
Мелания Елецкая. Гравюра. 1844 г. Гравер К. Милославский (ЦАК МДА)

Мелания Елецкая. Гравюра. 1844 г. Гравер К. Милославский (ЦАК МДА)

Вскоре после смерти М. Е. старец мон. Сергий из Задонского мон-ря, сожалевший, что в последние годы жизни не был написан портрет затворницы, увидел ее во сне с большим сияющим крестом в руках, причем М. Е. приказала «хорошенько заметить черты лица ее». По рассказу старца художник исполнил портрет, и многие, знавшие блаженную, подтвердили сходство с ее обликом. В 1837 г., когда Знаменскую обитель посетил Орловский еп. Никодим (Быстрицкий) с целью осуществить инспекцию всего, связанного с почитанием М. Е., ее портрет-первообраз находился в келье мон. Нектарии; как созданный без архиерейского благословения, портрет хотели спрятать, но забыли это сделать. Владыка и сопровождавшие его «сановники» ходили по кельям, «желая удостовериться: нет ли чего особенного», но никто не увидел портрета, висевшего на видном месте (Макарий (Миролюбов). 1873. С. 68).

По сведениям из жизнеописания, портреты М. Е. вызывали припадки у людей одержимых, то же происходило и на месте ее погребения (Там же. С. 76). Почитатели затворницы заказывали списки портрета-образца, от к-рых тоже происходили чудеса. Так, в 1869 г., когда пожар истребил дом мещанина Ф. Т. Абрамова в с. Илек Суджанского у. Курской губ., портрет М. Е. был найден на дворе 11-летним сыном Абрамовых «посреди горящих угольев, оставшихся от большого запаса дров, погоревших мгновенно, вместе с прочим имуществом…» (Там же. С. 78-79). Это живописное изображение небольшого размера было впосл. помещено в киот с неугасимой лампадой, а благочестивые владельцы, быстро восстановившие свой дом, часто приглашали свящ. Димитрия Попова служить панихиды по М. Е. Елецкая мон. Иннокентия исцелилась от головной боли и тоски после того, как затворница, изображенная на портрете, строго пригрозила ей пальцем (Там же. С. 68-69).

Упомянутые в жизнеописании портреты нельзя соотнести с сохранившимися произведениями, которые были распространены и свидетельствовали о широком почитании М. Е. Наиболее ранним является офорт К. Милославского (цензурное разрешение прот. Ф. А. Голубинского от 25 мая 1844; ГЛМ - оттиск с надписью под изображением, ЦАК МДА; см.: Духовные светочи России. С. 211. Кат. 194; Ровинский. Словарь граверов. Т. 2. Стб. 656). Он был создан через 8 лет после кончины М. Е. и, по-видимому, близко воспроизводил написанный по видению мон. Сергию оригинал. Подвижница изображена вполоборота влево, по пояс, в темном одеянии - монашеской скуфье характерной формы, и в верхней одежде с воротником; руки сложены на груди: в правой - довольно большой крест-распятие, в левой - четки. Крест, появившийся на первопортрете, стал атрибутом преподобной благодаря чудесному видению. У М. Е. характерная аскетическая внешность с точной возрастной характеристикой затворницы в преклонных летах: впалые щеки, глубокие морщины, большие глаза полуприкрыты, редкие волоски на подбородке; из-под скуфьи внизу выбиваются пряди темных волос. Гравюра стала образцом для ряда живописных повторений и послужила распространению иконографии М. Е.

Мелания Елецкая. Скульптура (2009) в Знаменском мон-ре
Мелания Елецкая. Скульптура (2009) в Знаменском мон-ре

Мелания Елецкая. Скульптура (2009) в Знаменском мон-ре

Одна из любительских реплик первопортрета - сравнительно небольшое живописное изображение сер. XIX в. (Елецкий КМ), написанное местным мастером, стремившимся точнее повторить образец. Основные детали рисунка, вплоть до положения рук и наклона креста, соответствуют запечатленным на гравюре, однако глаза подвижницы открыты и взгляд направлен на зрителя. Автор портрета пользовался всего неск. красками, но моделировка лика и рук существенно разнится; потертости красочного слоя в области рук и креста могут свидетельствовать о том, что к портрету, как к иконе, прикладывались молящиеся. К этому же изводу с оговорками можно отнести портрет М. Е. сер. XIX в., поступивший в ЦАМ КДА в 1897 г. из собрания гр. М. В. Толстого (НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам'яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр. / НКПИКЗ. К., 2002. С. 41. Кат. 74). Пропорции фигуры, одеяние, положение рук с четками, рисунок крупных морщин на более округлом лице, потупленный взор - все заимствовано с гравюры 1844 г. или ее ближайшего прототипа. Только крест здесь не изображен: или портрет был написан немного позднее, когда рассказ о чудесном видении уже был забыт, а жизнеописание подвижницы еще не было опубликовано, или мастер оказался человеком, не знавшим елецких реалий и по-своему интерпретировал имевшийся у него образец. Довольно качественный по исполнению киевский портрет, представляющий и своеобразный иконографический вариант, свидетельствует о почитании затворницы в высшем обществе, вдали от Ельца. Кроме того, по сведениям Д. А. Ровинского, портрет М. Е. находился в КДА (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1264).

Другой, более поздний вариант извода восходит к эстампу, помещенному на фронтисписе в изданиях жизнеописания М. Е. (Макарий (Миролюбов). 1873. Вкл.). Преподобная представлена строго фронтально, по пояс, в монашеской рясе, апостольнике и скуфье (или в большом темном платке), крест сжимает в руках строго вертикально, длинные четки спускаются вниз. Образ имеет похожую аскетическую портретную характеристику: вытянутое лицо с морщинами, со впалыми щеками, с широко посаженными глазами, длинным прямым носом и тяжеловатым подбородком. Не исключено, что изображение было выполнено с ростового портрета с овальным завершением 3-й четв. XIX в. из Ельца (Елецкий КМ) или, наоборот, послужило для него источником. На картине фигура выделяется темным столпообразным силуэтом на серо-оливковом фоне, вверху надпись: «Меланi затворница», к-рая соответствует 1-й строке подписи на книжном эстампе. Расположение фигуры и текста на холсте сделано с учетом последующего добавления нимба и чина святости. Возможно, этот портрет был выполнен одновременно с составлением жизнеописания. Судя по большому размеру и художественному качеству, образ предназначался для офиц. или мемориального помещения, может быть затворнической кельи М. Е. Тогда же, при митр. Макарии (Миролюбове), на ее могиле «усердием елецких граждан» был воздвигнут новый монумент - «чугунная часовня, в виде маленькой келлии, белого цвета, осененная золотым св. крестом», в которой находились Распятие Господне с предстоящими, образы прп. Мелании Римляныни и вмц. Екатерины - небесных покровительниц М. Е. и ее сестры. Снаружи на вост. стене вверху было сделано «маленькое портретное золотое изваяние самой затворницы» и на всей стене размещена цитата из Псалтири (Пс 27. 6-7). Памятник был изготовлен в Ельце на заводе почетных граждан братьев Криворотовых (Макарий (Миролюбов). 1873. С. 75).

Портреты преподобной до сих пор используются в качестве икон: один из списков помещен в часовне над источником возле Знаменского мон-ря. На бронзовом памятнике, воздвигнутом возле монастырской ц. свт. Николая Чудотворца в 2009 г., М. Е. представлена в монашеском одеянии, с крестом в руках.

Лит.: Макарий (Миролюбов), еп. Жизнеописание девицы Мелании, затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего мон-ря. СПб., 18732; Зеленина Я. Э. Духовный портрет как часть монастырской культуры: (На примере изображений затворницы Мелании из Киево-Печерского заповедника и музеев России) // Могилянськi читання 2005 р.: Зб. наук. праць / НКПIКЗ. К., 2006. С. 147-158; она же. О портретах елецкой затворницы Мелании Пахомовой // Воронежский епарх. вестник. Воронеж, 2006. № 2(75). С. 101-106; она же. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 28-33. Ил. 14.
Я. Э. Зеленина
Ключевые слова:
Затворники Монахини Русской Православной Церкви (см. Монашество Русской Православной Церкви (жен.)) Мелания Елецкая (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря
См.также:
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АЛЕКСАНДР ГЕФСИМАНСКИЙ (Стрыгин, в монашестве Агапит; 1810-1878), иеросхим., затворник
АНГЕЛИНА (Борисова Александра Владимировна; 1886-1924), мон.
АНГЕЛИНА ТВОРОЖКОВСКАЯ (фон Розе (Шмакова) Александра Филипповна; 1809-1880), мон., основательница Творожковского во имя Св. Троицы мон-ря
ВОДОАЛЬД (кон. VII - нач. VIII в.), прп., затворник Свеcсионский (Суасонский) (пам. зап. 4/5 февр., перенесение мощей 25 мая, 26 сент.)
ГРИГОРИЙ (XIV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах (пам. 8 янв., 28 авг. - в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Кивево-Печерских)